Личностная готовность ребенка к школе – в чем задача родителей

Что такое личностная готовность к школе. Почему она так важна и как родители могут сами помочь формированию личностной готовности к школе у своего будущего первоклассника.

готовность к школе«Вот ты мне скажи, Кирюша»,  — говорит с серьезной и даже немного торжественной интонацией папа будущего первоклассника, — вот ТЫ ЛИЧНО, вот ТЫ САМ, к школе готов?»

Лично я, лично сам К ШКОЛЕ ГОТОВ! – бодро и весело отчеканивает Кирюша, вытянувшись по струнке, — до школы еще неделя он одет в сегодня купленный мамой костюм, блестят новые туфли, за плечами портфель туго набитый еще запечатанными коробочками с карандашами, красками, тетрадями и др. канцтоварами.

А, тем не менее, о личностной готовности ребенка к школе родители Кирюши, как и вообще, пожалуй, все остальные не связанные с педагогикой люди, имеют весьма смутное представление.

Поэтому мне и захотелось написать эту статью в помощь мамам, папам, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников. И объяснить постараюсь все доступным «человеческим языком» не соскальзывая на непонятные большинству родителей научно-психологические термины.

Что же это такое – личностная готовность ребенка к школе.

Прежде всего обращу ваше внимание, что личностная готовность к школе это НЕ интеллектуальной готовность (умении мыслить, анализировать, делать выводы) и НЕ социальная готовность (умении жить в коллективе, налаживать отношения со взрослыми и сверстниками).

Личностная готовность – это ряд психологических личностных качеств, помогающих ребенку самоопределиться в школе, осмыслить свое новое положение, свое новую роль в этом новом для него мире под названием «ШКОЛА».

В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные свойства – так называемые личностные новообразования. Они называются «новообразованиями» именно потому, что только-только появились, и поэтому являются еще «хрупкими» незакрепленными качествами личности. И от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе

Вот эти новообразования:

1. Новый уровень самосознания – желание выполнять социально значимую роль (желание занимать в обществе статусную роль «как взрослый», «я уже не малыш, я не детсадовец, я школьник»)

2. Возникновение сознательной иерархии мотивов (способность выделять свои главные и второстепенные потребности)

3. Формирование умения себя оценивать – способность к самооценке.

Теперь об этом подробнее.

Новый уровень самосознания.

готовность к школеНовый уровень самосознания выражается в осознанной потребности выполнять социально значимую деятельность.

Ребенок с самого своего появления на свет является членом общества, но довольно долго он этого не чувствует, не осознает. Он живет в своем ближнем окружении. И общество, в общем и целом, от него ничего не требует и ничего не ждет.

В 6-7 летнем возрасте у детей назревает потребность в такой деятельности, которая была бы в глазах людей, важной, ценимой. Ему недостаточно быть значимым и ценным для мамы, ему хочется более высокого полета, общественного признания, чтобы мама им гордилась. Это нормальное состояние – это тяга к взрослости.

Роль школьника делает из ребенка  «человека общественного». Он понимает, что ему предстоит теперь заниматься делом общественно значимым, обязательным, и с него теперь иной спрос. Ребенка терзают противоположные чувства. Он уже не хочет «держаться за мамину юбку», он равняется на старших детей, завидует их самостоятельности и свободе. И в то же время он страшиться потерять такой привычный и в чем-то удобный статус маленького.

Стремление ребенка включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в его желании стать учеником, заниматься тем, чем занимаются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня самосознания – означает, что ребенок готов начать обучение в школе.

Что могут сделать родители.

Рассказывая о привлекательных сторонах статуса школьника, не забывайте сделать упор на новом уровне доверия («Ты уже большой и можешь сам принимать многие решения – основательно подготовиться к урокам или посмотреть мультики») и новом уровне ответственности («но ты сам будешь отвечать за последствия этих решений»). Конечно вы не оставите ребенка один на один со своей новой «должностью», со всеми его правами и обязанностями. Вы будете рядом, направлять, организовывать, но пусть он постепенно привыкает к самостоятельной организации своей учебной деятельности и самоконтролю.

Возникновение сознательной иерархии мотивов.

готовность к школеВ возрасте 6-7 лет у ребенка появляется такое новое личностное образование – как соподчинение мотивов поведения. Когда один мотив поведения (например, получить похвалу учительницы за чистописание) главенствует над другим мотивом (побежать играть на улицу). Поэтому ребенок неторопливо и тщательно выводит буквы, а не бежит на улицу, переписав заданное упражнение небрежно и кое-как.

Говорить о личностной готовности ребенка к школе можно тогда, когда наблюдается более или менее частое преобладание познавательно-учебных мотивов над игровыми.

При этом надо не забывать, что игра в этом возрасте все еще занимает более сильные позиции в интересах ребенка, чем учебная деятельность. Именно поэтому в 1-ом классе школы занятия часто проводятся в игровой форме. С этим не надо бороться, этим надо пользоваться.

У ребенка познавательно-учебный мотив одерживает верх тогда, когда он обещает превратиться в игровой.

Он согласится научиться писать цифры на карточках, если эти карточки нужны для игры  в лото. Он сам попросит научить его складывать из бумаги самолетики, для того чтобы наделать их много-много и потом пускать с балкона.

Поэтому невозможно сформировать познавательно-учебный мотив, не заинтересовав ребенка перспективами, которые откроются перед ним с получением новых знаний и умений.

Когда ребенок не хочет чему-либо научиться, это не значит, что он ленится. Он просто не видит в этом смысла.

Что могут сделать родители.

Задача родителей найти привлекательную для ребенка форму обучения. Многие дети терпеть не могут писать буквы в прописях, но с удовольствием вписывают их в клеточки сканворда, который разгадывает папа.

Честно скажу, что в начале вам, дорогие родители, будет с непривычки трудно находить привлекательные формы учебной деятельности – но если вы настойчиво продолжите их искать, вы поразитесь многообразию способов, благодаря которым ученье будет в радость вашему ребенку. Много интересных фишечек, о том как непривлекательное домашнее задание сделать привлекательным я открою в специальной статье «Как заинтересовать ребенка учебой»

Способность к самооценке.

готовность к школеСамооценка ребенка 6-7 лет, как правило, завышенная – это нормально. В этом возрасте оценка себя говорит скорее о желаемом, чем о действительном положении дел. Ребенок искренне считает, что он сильный, красивый, хороший, только потому, что очень хочет таким быть. Как говорят психологи у ребенка «Я-желаемое» подменяет «Я-реальное»

Но это только в том случае, когда в семье положительный, доброжелательный микроклимат. Если это не так – то в самооценке происходит другая подмена «Я-называемое» подменяет «Я-реальное». Это значит, что то, как мы называем своего ребенка, то, что мы ему о нем говорим  – становится опорой и источником его выводов о самом себе – своей самооценки.

«Ты неряха, ты трусливый, ты не умеешь», — не важно со злобной или ласковой интонацией это говорится – подобные реплики, становятся той «базой данных», на основе которой ребенок производит оценку самого себя.

Как это скажется на школьной жизни догадаться не трудно. Неверие в свои способности, в свои силы прямым образом отразится на освоении новой для ребенка учебной деятельности. Низкая самооценка всегда сопровождается повышенной внутренней тревожностью. Она в свою очередь будет мешать сконцентрироваться на объяснениях учителя и усвоить новый материал. Неуверенные в себе дети чаще всего становятся непопулярными в коллективе. И это только усугубляет их положение – к неверию в свои способности к учебе прибавляется в сомнение в своей интересности как собеседника, товарища по играм, друга.

Хорошо если такому ребенку попадется мудрый учитель, который в неуверенном запинающемся при  ответе малыше заметит способную, светлую голову, — такой учитель найдет способы раскрыть талант ученика, заставит его поверить в себя и даст ему дорогу в будущее.

Другой педагогическая недальновидность родителей – это захваливание своего чада, и завышение и без того высокой в этом возрасте самооценки. Повышенное внимание окружающих только к успехам ребенка в ряде случаев приводит к образованию устойчиво высокой самооценки, к самолюбованию и серьезной переоценке своих возможностей.

Попадая в школу, такой «звездный ребенок» испытывает настоящий шок от того, что кто-то другой (учитель или ученики) не дают ему столь высокой оценки как его домашние.

Плохие отметки или замечания учителя могут провоцировать истерики, вспышки озлобленности. Ребенок обвиняет в своих неудачах учителей (придираются, несправедливы), переживает чувство зависти к более высоко оцененным одноклассникам.

Что могут сделать родители будущего первоклассника.

Важно еще до школы трезво оценить уровень «захвалености» или «затюканности» своего ребенка. В ярких случаях – это видно на глаз. В остальных можно воспользоваться нехитрыми тестами. Они подробно описаны в статье «Тесты на самооценку ребенка».

Задача родителей – сделать детскую самооценку АДЕКВАТНОЙ (то есть не завышенной, и не заниженной). Ребенок, который имеет более-менее реальное представление о том, что у него получается хорошо, а над чем еще надо поработать, в условиях школьно-учебной действительности чувствует себя более сориентированным.

Важно не просто указать будущему школьнику на его слабые и сильные стороны, а дать ему почувствовать вашу веру в то, что его неумение и незнание чего-либо – дело временное, и что вы вместе с ним всему научитесь. Способы «адекватизации» самооценки описаны мной в в статье «Формируем адекватную самооценку ребенка».

Таким образом, ребенок, имеющий мотивацию к учебной деятельности, адекватно оценивающий свои способности, и осознанно стремящийся выполнять новые общественные обязанности – имеют сформированную личностную готовность к школе.

Читайте также другие мои статьи по теме готовности ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе — что упускают родители.

Готовим ребенка к школе — жизнь в новом коллективе.

Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации.

Первый раз в первый класс – настройте ребенка на лучшее.

Влияние самооценки на успех в учебе.

Ольга Клишевская специально для сайта Женские разговоры

Оставить комментарий.

© 2010 — 2016, womenstalk.ru. Все права защищены.

Загрузка...

Вам также может понравиться...

1 комментарий

  1. Диана:

    Уважаемая,Ольга,спасибо вам за такую ценную информацию!Наш сын идет в первый класс и у нас есть некоторые осложнения с поведением так как он у нас гиперактивный ребенок плюс дефицит внимания.Умеет читать и писать но очень трудно уговорить его это сделать.Я прочитаю все ваши статьи.Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>