Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации

Ребенок идет в школу. Как подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школе. Адаптация первоклассников. Первый раз в первый класс. Будущий первоклассник. Интеллектуальная готовность к школе. Социальная готовность к школе. Личностная готовность к школе.

Готовность ребенка к школеДорогие родители, я начинаю цикл статей о готовности ребенка к школе. Этот вопрос очень важный, так как нужно не только собрать ребенка в школу, но и убедиться, что малыш готов к переменам в жизни, от этого зависит успех или неуспех вашего будущего ученика.

В своих статьях я не только объясню, в чем собственно состоит эта самая готовность к школе. Но и покажу, как подготовить ребенка к школе – самым так сказать всеобъемлющим образом, то есть, не упустив не одной важной детали.

Вначале обозначим, что представляет собой готовность ребенка к школе.

Готовность к школе – это сформированность необходимого минимума интеллектуальных, социальных и личностных качеств, помогающих ребенку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника» и освоить новую для него учебную деятельность.

Готовность к школе состоит из нескольких аспектов:

Готовность ребенка к школе1. Это интеллектуальная готовность.

Под интеллектуальной готовностью многие родители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы.

На самом деле интеллектуально готовый ребенок  — это в первую очередь ребенок, обладающий любознательностью и пытливым умом. Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребенку овладеть школьными дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности.

Подробно о том, как сформировать вышеперечисленные умения и навыки в будущем первокласснике я рассказала в статье «Интеллектуальная готовность ребенка к школе – что упускают родители.»

Готовность ребенка к школе2. Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми ребенку для сосуществования в коллективе.

— Умение влиться в коллектив, приняв его правила и законы.

— Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и интересами других членов коллектива.

Как правило, эти навыки присущи детям, посещавшим детский сад или воспитывающимся в большой семье.

В социальную готовность также входит умение налаживать отношения со взрослыми. Будущий ученик не должен бояться отвечать на вопросы учителя, самому задавать вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи, высказать свою точку зрения.

Ребенок должен иметь навыки личностного общения:

Готовность ребенка к школе- навык самопрезентации и умение проявить инициативу в общении, то есть подойти познакомиться первым.

«Привет, меня зовут Таня, я люблю рисовать и лепить, а тебя как зовут…, а ты что любишь).

- умение самому создать ситуацию для общения – то есть умение найти повод, для разговора, для знакомства. «У тебя не получается застегнуть портфель, давай я тебе помогу. Подержи вот здесь… Меня зовут Таня, а тебя? Хочешь печенье…»

- умение воспользоваться ситуацией для общения, умение откликнуться на призыв другого, на просьбу помочь.

Это когда другой говорит: «Извини, мой карандаш закатился под твою парту, ты не мог бы его достать?». Социально контактный ребенок не только достанет карандаш, но воспользуется поводом для дальнейшего общения: «На, держи, я достал… А что ты рисуешь? А я пароход не так рисую, хочешь, покажу? А меня еще папа научил подводную лодку рисовать, могу и тебя научить…»

И это далеко не весь перечень навыков, помогающих ребенку безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.

Подробнее о том, как подготовить ребенка к жизни в школьном коллективе читайте в статье «Готовим ребенка к школе. Жизнь в новом коллективе».

Казалось бы, ребенок  с гибким и пытливым умом, который легко идет на контакт, имеет совершенно сформированную готовность к школе – ан, нет, есть еще один аспект готовности ребенка к учебе в школе – и отнюдь не маловажный. Это личностная готовность.

3. Личностная готовность.

Готовность ребенка к школеЛичностная готовность – это степень сформированности у ребенка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль —  роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни.

В понятие личностная готовность входит:

- появление нового уровня самосознания

Ребенок осознает себя не только членом своей семьи, в нем уже назревает потребность занимать общественно значимое положение, быть как взрослый, иметь новый уровень свободы и ответственности. Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша —  он равняется на старших детей.

Появление такого нового самосознания сигнализирует о готовности ребенка к новой общественной роли – позиции «школьника».

способность к адекватной самооценке.

Это умение ребенка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин. Когда ребенок и без отметок учителя чувствует, что он усвоил, а над чем еще надо поработать.

умение соподчинять мотивы поведения.

Это когда ребенок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть в солдатиков, то есть мотив «быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «получить удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может быть стойкого приоритета учебного мотива над игровым. Он формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются детям в привлекательной игровой форме.

Как сформировать адекватную самооценку и мотивацию к обучению, подробнее я рассказала в статье «Личностная готовность ребенка к школе».

Как вы видите, уважаемые родители, каждый аспект готовности ребенка к школе – важен. И выпадение одного приводит к трудностям, как во время адаптационного школьного периода, так и в последующие годы учебы.

Важно помнить, что никогда не поздно сформировать недостающие элементы готовности к школе, и не важно ваш малыш еще готовится стать школьником или уже учится в школе. В этом вам также поможет наш цикл статей «Адаптация первоклассников»

© 2010 — 2016, womenstalk.ru. Все права защищены.

Загрузка...

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>